Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS | Суббота, 27.04.2024, 16:24 |
Отдел образования администрации Домбаровского района Оренбургской области | |
Вы вошли как Гость Группа "Гости"Приветствую Вас Гость |
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Камсакская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено и принято Педагогическим советом (протокол № от )
_______________ Директор школы Умбеталина А.И. _________________ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Камсакская основная общеобразовательная школа»«Развитие интересов учащихся на основе внедрения модели профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс». За 17 лет своего существования школа зарекомендовала себя в районе как ОУ с хорошим уровнем знаний. В школе традиции сохраняются в течении многих лет. И на данный момент по итогам диагностических контрольных работ, проводимых районным отделом образования, результаты по качеству и обученности по предметам в школе одни из лучших по району. В школе практически нет текучести кадров, здесь в течении многих лет работает стабильный педагогический коллектив (периодически пополняющийся молодежью), в котором большое внимание уделяется повышению профессионального мастерства педагогов. В школе сложилась своя система методической работы, дающая положительные результаты. Школа пользуется заслуженным авторитетом у родителей, что подтверждается результатами анкетирования. Число учащихся – 49. Занятия проходят в 2 смены: в первую – 29 учащихся, во вторую – 20. В школе работает 11 учителей: 1 категория – 3. 2 категория – 6. С/специальное образование – 4. Высшее – 6. Заочное обучение в ВУЗе – 1. Возраст педагогов: До 30 лет – 3. 30-40 лет – 5. 40-50 лет – 3. Средний возраст учителей – 37 лет.
Режим работы: Начало занятий в 1 смену – 8.00. Начало занятий во 2 смену – 12.35. Уроки по 40 минут, с 20-24 часовой учебной нагрузкой в начальных классах, 30 –36 часовой нагрузкой в неделю в старшем звене. В школе шестидневная учебная неделя. Вторая половина дня – индивидуальные консультации для учащихся и родителей, факультативы, работа кружков, секций, клубов, общешкольные и внеклассные мероприятия, творческие дела. Режим каникул – традиционный: Осенние 4-10 ноября. Зимние 30 декабря – 12 января. Весенние 23-31 марта. По окончании учебного года проводится трудовая практика.
Материально-техническая база. Школа функционирует в одноэтажном здании 1929 года постройки, в 1988г. произведен капитальный ремонт. Школа располагает 5 учебными кабинетами, библиотекой, комбинированной мастерской. Имеется один компьютер. Оснащенность учебных кабинетов ТСО в целом удовлетворительная. Уроки физкультуры проходят в сельском клубе. Для столовой арендовано 2 помещения в СПК «Камсак»
Внеурочная воспитательная работа. В школе разработана и принята воспитательная программа развития учащихся школы «Я – личность» Традиционные внеклассные мероприятия: День Знаний, День Учителя, Праздник листопада, Мисс Осень, День Матери, Новогодние утренники, Конкурс джентльменов, Мисс Очарованье, неделя детской книги, Неразлучные друзья – взрослые и дети, День Победы, День Детства, сегодня мы выпускники.
Контингент учащихся, социум. Семьи: Неполные – 6. Опекаемые – 3. Многодетные – 6. Малообеспеченные – 21.
Несмотря на сложный контингент учащихся, школа работает стабильно.
Необходимость создания новой структуры. В результате проблемного анализа деятельности школы мы можем выделить наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы:
Цель эксперимента: создание модели профориентационной работы и ее внедрение в УВП. Это будет содействовать созданию системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе относительно профиля и места дальнейшего обучения.
Внешние условия:
Внутренние условия:
Таким образом, перечисленные нами внешние и внутренние условия позволяют обосновать идею создания модели профориентационной работы в школе.
Характеристика: Модель профориентации. Профессиональное просвещение. Цель: сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность регион. Профессиональная психодиагностика. Цель: изучение характерных особенностей личности. Профессиональный отбор. Цель: выявление пригодности человека к конкретному виду труда. Профессиональная консультация. Цель: установление соответствия индивидуальных способностей психологических и личных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Профессиональная адаптация. Цель: процесс приспособления молодого человека к производству, новому окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Профессиональное воспитание. Цель: воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: гуманизма, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др. Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока еще многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых народному хозяйству, испытывают серьезные затруднения в начале трудовой деятельности. Помочь молодежи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии, и в целом оказать влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, призвана система профориентации. Профессиональная ориентация—это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. Профессиональное просвещение предусматривает: вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения школьников к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности. Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Важность этого компонента с социальной точки зрения заключается в том, что благодаря ему расширяются рамки свободы выбора профессии: чем больше знает молодой человек о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, и т. д., тем осознаннее будет его выбор. Профессиональное просвещение в свою очередь включает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их — сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование их о способах и условиях овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность народное хозяйство экономического региона. Неправильное информирование влечет за собой моральные потери. Если подросток получает ложную, не соответствующую его возможностям ориентацию, но выберет в соответствии с этим профессию, он никогда не будет делать свое дело так, как оно того требует. В большом и динамичном разнообразии современных видов труда, в условиях широкой свободы приложения сил правильный выбор профессии значительно затруднен без хорошо поставленного профпросвещения (профинформации, профпропаганды, профагитации). Можно отметить лишь некоторые направления профессиональной пропаганды - это формирование любви к любому виду трудовой деятельности, ознакомление вначале с простыми профессиями, а затем и более сложными в зависимости от возраста и знаний учащихся, с учетом потребности народного хозяйства страны, района и своего села на 10—15 лет. Важно также, чтобы пропаганда была глубокой по содержанию, обладала силой эмоционального воздействия, поднимала престиж непопулярных в глазах молодежи профессий (сферы обслуживания, коммунального хозяйства, легкой и пищевой промышленности, некоторых сельскохозяйственных специальностей), Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей, учащихся в различных видах профессиональной деятельности. Без этого невозможно подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе. На развитие интересов и склонностей, учащихся в различных видах профессиональной деятельности большое влияние оказывает целенаправленно осуществляемое трудовое обучение и общественно полезный труд учащихся. Не просто теоретическое знакомство с широким кругом многообразных профессий, но и овладение некоторыми знаниями и умениями, необходимыми для получения наиболее массовых специальностей, приобщение к жизни производственных коллективов позволяют учащимся сознательно подойти к выбору профессии. Целенаправленность трудового обучения и воспитания школьников обеспечивает формирование их профессиональных идеалов соответственно тенденциям развития общественного производства каждого экономического района и страны в целом. Но для эффективности данной деятельности особое внимание важно уделять индивидуальной работе с учащимися: необходимо каждому найти определенное занятие, максимально соответствующее его личным качествам и возможностям. В этой весьма серьезной и ответственной деятельности велика роль преподавателя трудового обучения. Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают следующие виды консультаций: справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу и учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста; диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии; формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии школьником, они рассчитаны на длительный период времени, предполагают систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой область деятельности, которой будут больше соответствовать психофизиологические данные избирающего его. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду труда. При этом, если у претендента на данный вид профессиональной деятельности обнаруживается отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Но это не значит, что профотбор следует рассматривать как негуманный акт, ограничивающий социальную свободу личности. Наоборот, подлинный гуманизм заключается в том, чтобы оградить молодого человека от нежелательных, возможно серьезных последствий стихийного отбора. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий, отвечающий определенным установленным нормативам уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития. Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т. е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т. е. идут от личности к профессии. Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации — один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация, характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной. Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально важных качеств личности гуманизма, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др. Все компоненты профориентации тесно связаны между собой, функционирование их определяется закономерностями системы в целом, вне ее они теряют свою функциональную направленность. Сама же система профориентации взаимодействует с другими системами более высокого порядка: коммунистическим воспитанием, учебно-воспитательным процессом и т. д. Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессия — официально указанное занятие — «род деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования». Профессиография — одна из важных отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий или специальностей, основных требований, которые они предъявляют к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а также факторы, обусловливающие успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности данной профессиональной деятельностью. Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности, называют психологической профессиограммой. Профессиограммы применяют для ознакомления школьников с различными профессиями в процессе профпросвещения.
Модель профессиональной ориентации. Формы и методы ознакомительной профориентационной работыК основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся: урок в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией по ходу урока или лабораторно-практические занятия; профинформационный урок; экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения; выставки передового опыта; встречи со специалистами и передовиками производства; участие в днях открытых дверей в СПТУ и других профессиональных учебных заведениях; тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы. Ведущей формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В ходе урока, в зависимости от его содержания, решают следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; выявление и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы и научного мышления; воспитание у учащихся потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества. Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности. Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение. Рассказ. Его применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и др. Объяснение используют для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. При этом учитель вводит новые понятия и термины (профессия, специальность, предмет труда, орудия труда и т. д.), показывает новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами, оборудованием, демонстрирует учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы. Рассказ и объяснение должны быть достоверны, а сообщаемые факты соответствовать действительности, отражать современное состояние развития народного хозяйства, содержание труда представителей различных профессий. Излагать материал необходимо в логической последовательности. Например, сообщая сведения о профессиях, целесообразно сначала ознакомить учащихся с характером труда и значением данной профессии в развитии народного хозяйства, а потом уже сосредоточить внимание на требованиях профессии к психофизиологическим особенностям учащихся и путях получения профессии. И рассказ, и объяснение должны быть четкими и доказательными, а изложение—кратким, но эмоциональным. Профориентационная беседа — наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Готовить ее надо заранее. В процессе подготовки учащимся выдают задание, например собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.). Затем эти собранные учащимися сведения учитель использует на уроке. Самостоятельное изучение школьниками сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. Отсутствие же самостоятельной работы учащихся ведет к формализму в знаниях. Развитию мышления учащихся и сознательному усвоению знаний способствует использование в беседе проблемных ситуаций и эвристических вопросов. Так, владея определенными знаниями из области электротехники, школьники в процессе беседы могут сформулировать требования, предъявляемые профессиями электротехнического производства к человеку. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе знаниями и успешной работой по профессии в будущем. Убедительность беседе придают приводимые учителем высказывания известных ученых, изобретателей, прошедших большой, интересный жизненный путь, который начинался с учебы в ПУ, с работы на заводе, фабрике, в ремонтной мастерской. Эффективно использование местного материала - данных об участии рабочих той или иной профессии промышленных предприятий города, района или области в рационализаторской и изобретательской деятельности, в движении за коммунистический труд, в социалистическом соревновании. При проведении беседы о конкретной профессии целесообразно использовать технические средства обучения (телевидение, проекционную и звуковоспроизводящую аппаратуру), а также профессиограмму этой профессии, выполненную в виде красочного стенда. Раскрывать содержание данной профессии удобно в соответствии с профессиограммой. Экскурсия — одна из важных форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий промышленности. Для успешного проведения экскурсии надо четко определить ее тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель, дату проведения. Выделяют три ее этапа: подготовка, проведение и подведение итогов экскурсии. Диспуты также служат одной из форм профессионального просвещения учащихся, они стимулируют их познавательную активность. Темы диспутов могут быть разнообразными, например: «Каким я представляю современного рабочего», «Как ты думаешь, выбор профессии - дело личное или общественное?», «Что такое творческий труд?» При проведении диспута важно создать обстановку откровенного обсуждения при направляющей роли учителя. В подготовке учащихся к выбору профессии большую роль играют также тематические литературно-художественные и музыкальные вечера, устные журналы, конкурсы, огоньки и т. д. В процессе проведения устного журнала учащимся сообщают сведения о профессиях, раскрывая значение многих из них. Большую роль в ознакомительной профориентационной работе играет организация и оформление в школах учебно-методических кабинетов. Определенную роль в проведении профориентационной работы играют и средства наглядной агитации и информации в учебных мастерских школ: стенды, плакаты, лозунги, различные выставки, витрины, стенгазеты, альбомы. Стенды, отражающие достижения нашей страны в области науки, техники и производства, можно разместить не только в мастерских, но и в коридорах. Здесь же можно вывешивать стенгазеты, рассказывающие о работе мастерских, кружков технического творчества, о передовиках производства, достижениях базового предприятия. Мастерские целесообразно оформить стендами, несущими конкретную информацию о профессиях данного экономического района: «Наш завод», «Они стали рабочими», «Вчера ученик — сегодня рабочий» и др. Там же можно разместить профессиограммы наиболее распространенных профессий и специальностей (столяра, плотника, слесаря, токаря, электромонтера, электромонтажника и др.). Профессиограммы можно оформить в виде планшетов. Такое оформление позволяет обратить внимание школьников на существенные стороны профессий, представить их наиболее доходчиво и ясно. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии К основным формам и методам профориентационной работы по организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке их к сознательному выбору профессии относятся: индивидуальные задания, конкурсы на звание «Лучший по профессии», вечера техники, недели техники и труда, подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей о профессиях, участие школьников в работе клубов будущих специалистов, участие в трудовых объединениях, кружках по интересам и др. Индивидуальные задания учащимся дают учителя для углубления знаний по отдельным вопросам с целью повышения их заинтересованности в определенных областях знаний, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей. При этом преподаватель учитывает особенности интересов и увлечений учащегося. Отдельным ученикам, например, могут быть даны задания по разработке технологической карты на изготовление детали, проверке соответствия детали техническим требованиям. Система индивидуальных заданий особенно оправдана в процессе технического творчества. В организации этой работы важно, чтобы учащиеся были убеждены в своих возможностях выполнить задание, совершенствовать знания и умения в данной области. Конкурсы «Лучший по профессии» имеют целью выявить учеников, имеющих склонности и интересы к определенной профессии. Конкурсы проводят в звеньях, учебных группах, между группами в масштабах школы, района . Такие конкурсы служат массовым смотром достижений учащихся в их трудовом обучении. Они активизируют познавательную деятельность школьников на уроках и во внеурочное время, углубляют их знания, совершенствуют умения и навыки как общетехнического и общетрудового, так и профессионального характера, развивают у них профессиональные интересы и творческое отношение к труду. В ходе конкурса учащийся должен показать умение выполнять работу с соблюдением правил безопасного труда, применять контрольно-измерительные приборы, инструменты и оборудование, экономно использовать материалы. Наиболее эффективны конкурсы, проводимые школой совместно с ПУ. Для углубления изучения профессии учитель поручает учащимся готовить рефераты, альбомы, фотомонтажи о профессиях. Такая работа способствует расширению знаний о профессиях, так как школьникам самим приходится подбирать необходимые материалы, изучать опыт работы лучших производственников. Учитель помогает учащимся в составлении плана подготовки реферата. Вечера техники могут быть нескольких видов: вечера, цель которых расширить и углубить знания и умения учащихся, полученные на уроках физики, химии и трудового обучения (тематика вечеров соответствует содержанию учебной программы, рассказы о современных достижениях, конкурсы, решение технических задач); вечера, проводимые с целью развития интереса к технике, расширения политехнического кругозора; вечера, на которых учащиеся знакомятся с определенной областью техники, ее историей, достижениями. Недели техники и труда в школе значительно оживляют работу по профориентацин, приносят большую пользу в этом важном деле. За месяц до проведения «недели» избирают штаб, которому предстоит организация всех дел. Он составляет программу, включая в нее трудовые операции (сбор макулатуры, металлолома, субботники, воскресники); встречи со специалистами, передовиками производства; экскурсии ; выпуск газет; конкурсы на лучшего по профессии (слесарь, столяр, токарь, швея и др.); тематические классные часы, общешкольные вечера, диспуты, выставку работ учащихся, изготовленных на уроках, в кружке, дома. Программу, выработанную штабом «недели», утверждает директор школы. Клубы будущих специалистов — одна из интересных форм по активизации деятельности учащихся в подготовке к выбору профессии. Известно, что развитие человека проходит в процессе деятельности. Поэтому воспитательная профориентационная работа — это прежде всего организация деятельности школьников, их отношений с товарищами, со взрослыми. В этом смысле весьма полезно создание клубов будущих специалистов. Их работа должна быть организована так, чтобы каждый учащийся получил определенные сведения о профессии, столкнулся с интересным, новым и необычным для него трудом в производственных условиях, школьных мастерских, на пришкольных участка |
Copyright MyCorp © 2024 |