Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Четверг, 25.04.2024, 13:38

Отдел образования администрации Домбаровского района Оренбургской области

Категория
Меню
Бегунок
Регистрация
18.221.129.19
поиск по сайту
Горячая линия

Муниципальная экспериментальная площадка по предшкольной подготовке детей

Муниципальная экспериментальная площадка по предшкольной подготовке детей

 

Одной из актуальных проблем современного образования является  проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

В целях создания и обеспечения благоприятных условий для качественной подготовки детей к обучению в школе,  повышения уровня квалификации педагогов и родителей, достижения соответствия дошкольного образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства  в Домбаровском районе возникла необходимость введения новой формы  образования детей старшего дошкольного возраста.

   Введение предшкольного образования обусловлено общественным запросом.

Со стороны государства:

- необходимость сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях;

-увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.

Со стороны педагогов:

-создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

         Со стороны родителей:


-потребность доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения;

-объединение усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей в возрасте от 5 до 6 лет.

 Методистом по дошкольному образованию Веснянцевой  Лидией Анатольевной была проделана большая предварительная работа по введению предшкольного образования в Домбаровском районе.

Этот вопрос рассматривался на совещаниях, семинарах, заседаниях районных методических объединений, разработана модель предшкольного образования района и направлена на областной конкурс «Региональная модель образования детей старшего дошкольного возраста», где заняла третье место.

В августе 2009года методист Веснянцева Л.А. и старший воспитатель детского сада комбинированного вида «Сказка» Агаева Маргарита Александровна  приняли участие в работе Всероссийского научно-практического семинара в г. Сочи по проблемам: «Стратегия развития дошкольного и начального образования», «Предшкольное образование: опыт, проблемы, перспективы» в рамках третьего этапа эксперимента по разработке вариативных форм предшкольного образования. В ходе работы семинара был изучен опыт работы экспериментальных площадок  по предшкольноному образованию Ростовской области, опыт работы по оптимизации качества дошкольного образования г. Волгодонска, Таганрога, Батайска, Омска, Уфы, Орла и др.

 В сентябре 2009 года был издан приказ отдела образования «О введении предшкольного образования в районе» и открыта экспериментальная площадка по предшкольной подготовке детей на базе муниципального  дошкольного  образовательного  учреждения   Детский сад «Светлячок» (заведующая Комарова Ольга Сергеевна). Научным руководителем экспериментальной площадки является кандидат педагогических наук, доцент кафедры АГТ и МОМ ОГТИ (филиал) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» Виноградова Елизавета Павловна.

Возможность реализации районной модели предшкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:

 

-наличие основополагающей нормативно-правовой базы федерального, регионального и районного уровней;

 

-наличие разветвлённой сети дошкольных образовательных учреждений и образовательных школ;

 

-наличие квалифицированного кадрового потенциала педагогов дошкольного и начального образования;

 

-необходимое материально-техническое обеспечение для апробации модели предшкольного образования.

Основной целью создания экспериментальной площадки по отработке модели предшкольного образования района является проведение экспериментально-исследовательской работы в дошкольных образовательных учреждениях, в группах кратковременного пребывания на базе общеобразовательных школ, оценка эффективности инноваций, связанных с обновлением содержания, методов, форм дошкольного образовательного процесса, решение проблем преемственности дошкольного и начального  образования.

Для работы экспериментальной площадки мы выбрали комплексную программу «Ступеньки детства» под редакцией доктора педагогических наук профессора Н.М. Конышевой.

Программа включает в себя такие важные линии развития ребёнка-дошкольника, как: психологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.

   В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребёнка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.

Предлагаемая в программе  система работы с дошкольниками по  подготовке их к школьному обучению включает формирование:

- мотивационной готовности (т.е. внутреннего стремления к приобретению знаний);

-интеллектуально-познавательной готовности (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, сравнение, квалификация и пр.);

- деятельной готовности и развитости практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по  его выполнению, самоконтроль);

- социально-личностной готовности (определённый уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).

     Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе.

      Есть и еще одна сторона в проблеме дошкольного воспитания – это развитие духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой его психического здоровья.

 В современных условиях данный вопрос имеет глобальное значение, и во многом именно его правильное решение определяет сохранение человека не только как духовного существа, но и как вида. Сегодня мы вынуждены вспомнить, что психическое здоровье нации зависит от психического здоровья каждого отдельного человека. Именно в дошкольный период закладываются основы не только интеллекта, но в первую очередь  нравственности,  исключительно через организацию жизни и деятельности детей и за счет определённой расстановки акцентов в содержании занятий. Подобный подход делает работу по духовно-нравственному развитию детей естественной, лишённой нарочитости и, главное, не утомительной для дошкольников.

Программа самостоятельно изучается всеми педагогами работающими на экспериментальной площадке.

Для повышения  уровня квалификации педагогов проведен учебно-методический семинар на тему: «Отличительные особенности обучения дошкольников по программе «Ступеньки детства», теоретический  семинар: «Предшкольное образование: перспективы развития», мастер-класс: «Формирование математических представлений у дошкольников», проведена интеллектуальная олимпиада среди педагогов, встречались с авторами учебных пособий О.И.Бадулиной и Н.М.Конышевой. 

В группах по предшкольной подготовке детей создана гибкая предметно-развивающая среда, позволяющая организовать различные виды деятельности детей. Оборудованы учебные зоны, где проводятся занятия по данной программе с использованием красочных рабочих тетрадей и сказок.  Реализуются парциальные программы по экологическому воспитанию, основам безопасности. Физическое развитие, формирование здорового образа жизни осуществляется воспитателями  и инструкторами по физической культуре под контролем медицинских работников. Для охраны здоровья используются здоровьесберегающие технологии. К педагогическому процессу привлекаются музыкальные руководители, логопеды, психологи.

Для групп кратковременного пребывания на базе общеобразовательных школ выделены отдельные помещения, где созданы рабочие зоны для занятий и различные зоны по интересам детей. Предметная развивающая среда  постоянно обновляется по инициативе детей и в зависимости от развивающих задач. Основное пространство группы отведено для самостоятельной деятельности детей. Реализуются также парциальные программы по экологическому воспитанию, основам безопасности, физическому развитию детей. К педагогическому процессу по желанию родителей привлекаются учителя музыки, социальные педагоги, психологи, медицинские работники. Посещение детей в группах кратковременного пребывания осуществляется без родительской платы.

В группах по предшкольной подготовке  дети занимаются с большим интересом и удовольствием.

Проведена большая работа с родителями. Родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению в школе и оказывают педагогам  помощь.

Результатом работы экспериментальной площадки будет являться апробация и совершенствование вариативной программы по предшкольному образованию «Ступеньки детства», поиск путей, обеспечивающих  развитие личности дошкольника, становление его индивидуальности, активизация способностей к саморазвитию, самоопределению и самообразованию при сохранении психического и физического здоровья.

В заключении  хотелось бы отметить - в процессе апробации муниципальной модели предшкольного образования предполагается проведение системной диагностики качественных и количественных характеристик эффективности предшкольного образования и тенденций саморазвития, включая цели, содержание, формы, методы, средства, условия и результаты обучения. Совместная работа по созданию муниципальной системы предшкольного образования позволит обеспечить преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в школу.

 

 

 

 

 

Методист по дошкольному образованию Домбаровского района Веснянцева Л.А.

                                                                                                                                                                                 

 

       

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024