Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Воскресенье, 18.08.2019, 14:46

Отдел образования администрации Домбаровского района Оренбургской области

Категория
Меню
Бегунок
Регистрация
100.24.209.47
поиск по сайту
Горячая линия

Образовательные новации и учебные нагрузки

Образовательные новации и учебные нагрузки

Новый учебный год отмечен весьма значимым событием: достаточно много школ в различных регионах России переходят на общеобразовательные стандарты второго поколения, которые уже в 2011/2012 учебном году станут обязательными для всех российских школ.

Впервые эти стандарты представляют собой целостную систему требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования, как было раньше. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" определяет, что "образовательные стандарты и требования включают в себя требования: к структуре основных образовательных программ; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техничес­ким и иным условиям; к результатам освоения основных образовательных программ".

Таким образом, нормативное сопровождение разрабатываемых стандартов включает в себя требования к учебно-материальной базе общеобразовательного учреждения и представляет собой пакет документов, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности учащихся средней школы для достижения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, устанавливаемых государственным образовательным стандартом. Одним из обязательных компонентов этого пакета является система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ для создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Разработанная система гигиенических требований нашла отражение в проекте новых санитарных правил, призванных обеспечить безопасные и комфортные условия обучения детей, а также устранить причины, вызывающие школьно-обусловленные заболевания.

Мы рассчитываем, что новые санитарные правила до конца текущего года будут утверждены Роспотребнадзором.

Впервые в стандартах уделено большое внимание необходимости целенаправленного формирования у школьников учебных действий. Овладение навыками учебной работы, несомненно, поможет учащимся снизить затраты на учебную работу.

Среди инноваций образовательного стандарта второго поколения – внеурочная деятельность школьников, которая согласно проекту нового Базисного учебного плана становится обязательным элементом школьного образования. Ее рассматривают как ступень перехода к "школе полного дня". Организаторам этой деятельности очень важно сделать все, чтобы она не превратилась в дополнительный фактор риска школьной среды, не создавала бы большую нагрузку для детей. Для предотвращения их переутомления, внеурочные занятия (10 академических часов в неделю) должны быть насыщены двигательной активностью детей, по возможности проводиться на свежем воздухе (в форме экскурсий, походов и т. п.), соответствовать возрастным особенностям детей и отвечать их познавательным интересам. Хочу обратить внимание на то, что более длительное пребывание учащихся в школе влечет за собой необходимость организации их питания (обед), поскольку, как известно, перерыв между приемами пищи у школьников не должен превышать четырех часов.

Однако создание здоровьесберегающих условий обучения школьников не позволит в полной мере достичь желаемого результата, если обучение навыкам здорового образа жизни, эффективному жизненному стилю не станет обязательным элементом школьной программы. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни способствует распространению вредных привычек и факторов риска, провоцирующих возникновение инфекционных и неинфекционных заболеваний. Поэтому наряду с созданием безопасных и комфортных условий обучения должна решаться очень важная и необходимая педагогическая задача – формирование у школьников умения вести здоровый образ жизни. Школьной педагогике сегодня очень не хватает методов воспитания культуры здоровья, обучения навыкам успешного выстраивания жизненно важных отношений и осваивания сложных учебных программ без потерь для здоровья.

Cоставление учебного расписания в соответствии с гигиеническими требованиями и нормативами

Приближается новый учебный год, а вместе с ним и необходимость утвердить учебное расписание, которое должно быть составлено на основе действующего законодательства и с учетом не только государственных образовательных стандартов, определяющих максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, но и гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении (СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях").

Главный государственный санитарный врач РФ, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко считает, что "реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки и снижением физической активности. А расписание уроков в школах составляется нерационально, без учета динамики работоспособности учащихся. Все это, безусловно, является нарушением гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

Гигиенисты располагают убедительными данными о том, что сегодня большая учебная нагрузка – наиболее неблагоприятный фактор школьной среды. В этой связи вопрос о посильности и возрастной своевременности образовательных нагрузок стал одним из самых важных в современном школьном образовании. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации и дискуссии о школьных перегрузках, которые волнуют не только педагогов, медиков и родителей, но и всех тех, кому небезразличны судьбы детей и перспективы школьного образования. По свидетельству педагогов, использование в массовых школах образовательных программ, многие из которых рассчитаны на так называемый "продвинутый" уровень образования, не соответствует учебно-познавательным возможностям большинства учащихся. Из-за перегруженного и нефункционального их содержания значительное число школьников не усваивают в полном объеме программный материал по математике, физике, химии, биологии. Последствия такой перегруженности для здоровья детей и подростков хорошо известны. В последние годы, как свидетельствуют медицинские наблюдения, в характеристике состояния здоровья школьников уже на начальном этапе обучения лидерами являются те заболевания и нарушения в состоянии здоровья, которые получили название "школьно-обусловленные".

Поскольку на протяжении многих лет большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы, длительное и систематическое воздействие неблагоприятных факторов школьной среды способствует развитию нарушений и заболеваний нервно-психической, костно-мышечной, зрительной и других систем. Причем в тех учреждениях, где образовательная нагрузка особенно высока, у учащихся достоверно чаще регистрируются неблагоприятные проявления нарушений здоровья.

Образовательный процесс неизбежно сопровождается определенной интеллектуальной и психологической нагрузкой учащихся. Более того, напряженная учебная деятельность, обеспечивающая пребывание ребенка в так называемой "зоне ближайшего развития", согласно мнению признанных авторитетов в психологии и педагогике, является необходимым условием организации развивающего обучения, а формирование у учащихся способности к организованной, ритмичной учебной и трудовой деятельности, воспитание умения выдерживать кратковременные значительные повышения нагрузки и справляться с различными стрессовыми ситуациями – одной из целей образования. Однако, как показывают сложившиеся реалии, содержание образования значительно превышает психофункциональные возможности современных школьников. В условиях перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за природных возможностей не в состоянии справиться с таким объемом заданий, – нравственным здоровьем.

Мы обращаем внимание на тот факт, что утомительность учебной нагрузки для большинства учащихся особенно высока на этапе обучения в 1–3-х, 5-х и 7–10-х классах. О трудности адаптации к требованиям школы в эти периоды свидетельствует возрастание неблагоприятных реакций со стороны функциональных систем, обеспечивающих учебную деятельность.

Обсуждая проблему перегрузки, нельзя не учитывать тот факт, что нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах или в объеме материала. Она зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, снижает эффект перегрузки, и наоборот, то, что вызывает у учащегося отторжение, может вызвать этот эффект даже при небольших объемах учебного материала. Напомним, что в начале одной из своих педагогических статей Л.Н. Толстой писал: "Для того чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно". Поэтому организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ребенка означает не принуждение его к занятиям, а воспитание у него познавательного интереса. Проблема школьных перегрузок кроется также в том, что создаваемая учителями и родителями ситуация принуждения не только тормозит развитие творческих способностей ребенка, блокирует его активность и самостоятельность в решении учебных задач. Она формирует заниженную самооценку, неверие в собственные силы, превращая учебу в тяжелый и непосильный труд. Все эти субъективные факторы усиливают перегрузку. Унизительные эпитеты, получаемые в школе и дома, страх и повышенная тревожность – самая благодатная почва для развития дидактогенных неврозов, которыми, по данным педагогов, страдает сегодня более трети школьников. Ребята, не справляющиеся с учебой, нередко перестают заниматься и находят совершенно неподходящие для детей и подростков источники удов­летворения своих интересов.

Большая учебная нагрузка оказывает не только прямое, но и опосредованное негативное воздействие на здоровье учащихся, создавая серьезные препятствия для реализации их возрастных биологических потребностей в двигательной активности, пребывании на воздухе, сне. Об этом свидетельствуют данные изучения суточного бюджета времени учащихся разного возраста. Характерными особенностями режима дня современных школьников являются: значительный дефицит ночного сна, сокращение прогулки на свежем воздухе до минимума, превышающие гигиенический норматив затраты времени на приготовление уроков. Кроме того, сократилась численность детей, занятых дополнительным образованием и имеющих в качестве досуговых двигательно-активные занятия. Основным видом деятельности в свободное время уже на этапе начального обучения становятся компьютерные игры и просмотр телепередач. Недостаток адекватных возрасту занятий, разнообразной и очень необходимой детскому организму двигательной активности не обеспечивает полноценный отдых и стимуляцию умственной работоспособности учащихся, снижает их сопротивляемость к развитию утомления. На этом фоне многие ученики жалуются на плохое самочувствие и отмечают желание поспать днем.

В качестве иллюстрации того, что эта проблема по-прежнему остается чрезвычайно актуальной, хочу привести не результаты многочисленных гигиенических исследований, а выдержки из недавнего письма родителей (свыше 100 подписей!) учащихся одной из школ г. Ростова-на-Дону. В нем возмущенные родители обращаются в Минобрнауки России с просьбой пересмотреть в сторону уменьшения учебные нагрузки, которые не оставляют детям практически никакого времени для восстановления сил: "детям приходится дома до­учивать то, что не успели в классе", "единственный выходной уходит на подготовку уроков", "даже на переменах у детей нет возможности подвигаться" и т. д. Еще один пример: в апреле этого года в подмосковной школе искусств состоялась встреча Президента РФ Д.А. Медведева с элитой нашего образования, науки и искусства, на которой известная российская актриса выразила недовольство неподъемными школьными нагрузками: "У сына не остается времени для жизни!".

Причин сложившейся ситуации довольно много. Это и перегруженность программ, и недостаточный профессионализм педагогов. Практически отсутствует работа по развитию у детей навыков учебной работы, формированию учебной мотивации; много претензий к отбору в классы и школы, рассчитанные на повышенные учебные возможности детей. К этому можно добавить и недостаточное внимание к созданию в школах условий для двигательной активности детей. Провозглашенное требование о необходимости проведения трех уроков физкультуры в неделю практически невыполнимо во многих школах России из-за отсутствия надлежащих условий и учителей физической культуры. Редкая школа может продемонстрировать в своей работе дифференцированный или личностно-ориен­тированный подход к учащимся, использование приемов организации учебного процесса, способствующих снижению прессинга образовательной нагрузки. К перечисленным причинам школьных перегрузок можно добавить и тот факт, что продолжительность учебного года в российских школах существенно короче, чем в школах многих развитых стран (таблица).

Сравнительные показатели организации школьного образования

Показатели

Юго-Восточная Азия

Западная Европа

США и Канада

Россия

Число лет обучения

12

12

12

11

Число учебных недель в году

44

39

36

34

Число учебных дней в году

260

230

178

165

Число уроков в году

14560

12800

11900

11040

Более сжатые временные рамки при прочих равных условиях – фактор, приводящий к интенсификации учебного процесса.

Гигиеническая экспертиза различных образовательных технологий и режимов обучения, которой мы занимаемся уже много лет, дает нам основание говорить о том, что школьная практика сегодня располагает значительным арсеналом педагогических средств, позволяющих нивелировать негативное влияние образовательного процесса на здоровье. В условиях вариативной организации обучения образовательную нагрузку нельзя рассматривать в отрыве от педагогических технологий, которые могут как усиливать, так и снижать ее негативное влияние на детский организм. Приведем несколько примеров.

Гигиеническая оценка системы обучения одной из школ полного дня с повышенной (по сравнению с существующими нормативами) образовательной недельной аудиторной нагрузкой во всех возрастных группах от двух до семи часов показала, что увеличение двигательной активности (за счет ежедневного спортивного часа) в сочетании с личностно-ориентированной педагогической технологией и психолого-педагогическим сопровож­дением учащихся способствовали оптимизации функционального состояния учащихся. В результате у подавляющего большинства школьников не происходило кумуляции утомления в динамике учебного дня, недели и года, а также отмечалось улучшение показателей функционального состояния организма к концу учебного года.

Несомненно, что оптимизация двигательной активности детей – один из самых эффективных, но не единственный способ снижения утомительного воздействия образовательной нагрузки школьников. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели, способствующее повышению работоспособности учащихся, – важный фактор профилактики утомления школьников.

 В известной степени расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения, создает условия для оптимальной деятельности педагогического и ученического коллективов. Однако перед составителем школьного расписания уроков стоит весьма непростая задача: не только разместить уроки всех учителей, но и выполнить дидактические и санитарно-гигиени­ческие требования по организации нормального учебного процесса в общеобразовательном учреждении. На протяжении последних 40 лет изучалась проблема утомительности уроков, составлялись шкалы трудности учебных предметов, которые необходимо использовать при составлении школьного расписания. Чередование так называемых "легких" и "трудных" уроков позволяет снизить утомительное влияние учебного процесса.

В настоящее время единственным инструментом, который гигиенисты предлагают педагогам для оптимизации школьного расписания, является шкала трудности учебных предметов, предложенная в 1975 г. И.Г. Сивковым. Но, во-первых, эта шкала, разработанная более 30 лет назад, не учитывает изменений, произошедших за это время (и особенно в последние годы) в содержании образования: появление новых учебных предметов и педагогических технологий, обновление многих разделов знаний учебных дисциплин. Во-вторых, она едина для всего периода обучения учащихся в основной и старшей школе. В силу этих причин, а также, в частности, вследствие увеличения объема и сложности учебной информации, усиления интенсификации умственной деятельности, появления новых учебных, в т. ч. и интегрированных программ и дисциплин, назрела необходимость пересмотра имеющихся шкал трудности предметов.

В результате наших исследований был выявлен ряд существенных отличий от используемого до сих пор распределения "градаций" учебных предметов по их трудности, установленного школьниками в 70–80-х гг., что еще раз подтверждает необходимость обновления созданных ранее шкал трудности.

Новые шкалы трудности учебных предметов разработаны для каждой возрастной группы среднего и старшего звена общеобразовательных учреждений (с 5-го по 11-й класс). Как и ранее, степень трудности каждого предмета представлена в баллах согласно занимаемому в шкале месту. Ранговое распределение учебных предметов основано на оценке их трудности учащимися.

 Известно, что при правильном (с гигиенической точки зрения) составлении расписания уроков наибольшая интенсивность нагрузки (сумма баллов трудности по всем предметам за день) для учащихся старших классов должна приходиться на вторник и (или) среду, а для школьников младшего и среднего звена – на вторник и четверг при несколько облегченной нагрузке в среду. Расписание составлено неправильно, если наибольшая интенсивность нагрузки приходится на крайние дни недели или эта величина одинакова во все дни недели. Учитывая вышесказанное, учебная нагрузка в течение недели должна распределяться таким образом, чтобы ее максимум приходился на середину недели (когда работоспособность нарастает). В эти дни в школьное расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни.

В начале недели (понедельник) и в ее конце (пятница/суббота) работоспособность самая низкая и, соответственно, суммарная нагрузка должна быть наименьшая. Следует помнить, что в течение дня оптимальные значения показателя работоспособности приходятся на интервал времени от 10 ч утра до 12 ч дня, т. е. основную учебную нагрузку в средних и старших классах нужно предусматривать на 2–4-х уроках.

 При составлении расписания предлагаем для практического применения разработанные нами новые шкалы трудности учебных предметов для школьников 5–9-х классов. Они составлены с учетом тех перемен, которые произошли в содержании программ школьного обучения в последние годы.

Для рационального (с гигиенической точки зрения) построения расписания необходимо знать "степень утомительности" современных школьных учебных предметов.

Новые шкалы трудности учебных предметов вошли в проект санитарных правил, которые, как мы рассчитываем, будут до конца года утверждены Роспотребнадзором. С учетом этого при составлении расписаний уроков настоятельно рекомендуем использовать современный вариант этих шкал.

Помогает справиться с учебными перегрузками и такое расписание школьных занятий, в основу которого положен модульный принцип. Использование в средних и старших классах единого временного модуля продолжительностью 30 мин позволяет изучать учебный материал укрупненными блоками. Сдваиваемые уроки по одному предмету, на которые отводится 90 мин, заменяются тремя занятиями по 30 мин. При этом сохраняется общепринятая продолжительность учебного дня с перерывами после каждых 30 мин занятий. Такое расписание, по мнению разработчиков (Е.В. Сковин, Г.И. Шуневич), изменяет методику преподавания предметов, увеличивает продолжительность изучения материала, повышает эффективность обучения, обеспечивает интегрированный подход к содержанию образования.

Действующие санитарные правила ограничивают применение такого способа построения учебного процесса, однако результаты наших исследований опровергают сложившееся представление. В ходе их проведения было доказано, что модульная организация учебно-воспитательного процесса позволяет:

  • значительно сократить многопредметность в течение учебного дня и недели при сохранении количества изучаемых дисциплин;
  • обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке за счет увеличения его общей продолжительности;
  • сократить число перемещений учащихся средних классов из одного учебного кабинета в другой;
  • уменьшить объем и время подготовки домашних заданий.

Кроме того, модульное расписание учебных занятий обеспечивает позитивную динамику функционального состояния и режима жизнедеятельности учащихся. На это указывают такие показатели, как: высокий и устойчивый уровень умственной работоспособ­ности учащихся, сохраняющийся в течение учебного дня, недели и года; снижение частоты случаев сильного и выраженного утомления, а также высокой и повышенной невротизации детей. О преимуществе такой организации учебного процесса свидетельствуют также показатели функционирования сер­дечно-сосу­дистой системы учащихся и их психоэмоционального состояния, снижение частоты дискомфортных (тревожных) проявлений и жалоб на плохое самочувствие.

Модульный принцип организации занятий позволяет снизить напряжение адаптации учащихся при их переходе из начальной в среднюю школу, что подтверждают более устойчивые показатели работоспособности и психоэмоционального состояния пятиклассников по сравнению с аналогичными показателями их сверстников, обучающихся традиционно. И что еще немаловажно, модульное расписание, как показали результаты наших исследований, за счет сокращения числа ежедневных учебных предметов позволяет решить проблему нормализации веса ранцев учащихся.

В качестве еще одного доступного каждой школе способа снижения утомительного влияния школьных нагрузок можно привести более рациональное чередование учебы и каникул в течение учебного года. Доказано, что равномерное чередование пяти недель учебы с недельными каникулами способствует поддержанию работоспособности на устойчивом уровне. Здоровьесберегающий потенциал новой структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется:

  • снижением острой заболеваемости;
  • меньшим напряжением сердечно-сосудистой системы;
  • сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года;
  • меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации школьников;
  • более устойчивым психоэмоциональным состоянием учащихся, а также улучшением их успеваемости.

Одной из самых заметных школьных инноваций последних лет явилось профильное обучение старшеклассников. По замыслу дидактов, такая организация обучения в старшей школе должна избавить подростков от избыточной нагрузки, создать условия для более основательного изучения профильных предметов, необходимых для их будущей профессиональной подготовки. Между тем, как показали исследования, переход в старшую школу сопровождается значительным повышением суммарной образовательной нагрузки, которая подразумевает: занятия в школе, выполнение домашних заданий, дополнительные занятия по подготовке в вуз. По нашим данным, недельная суммарная образовательная нагрузка десятиклассников в общеобразовательных классах возрастает примерно на 2,5 ч по сравнению с нагрузкой девятиклассников, а в профильных классах – на 8,5 ч. Такую ситуацию мы связываем с тем, что реализация профильного обучения происходит без "относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов", что противоречит Концепции профильного обучения на старшей ступени школьного образования.

Больший объем недельной суммарной образовательной нагрузки в профильных классах и вызванное этим более существенное нарушение режима дня подростков по сравнению со сверстниками из общеобразовательных классов отразились на показателях их умственной работоспособности и состоянии сердечно-сосудистой системы. Динамические наблюдения за уровнем умственной работоспособности старшеклассников выявили, что на первом году обучения в старшей школе (10-й класс) к концу учебного дня для учащихся из профильных классов (по сравнению с их сверстниками из традиционных общеобразовательных школ) характерны более низкие как количественные, так и качественные ее показатели.

Сравнение различных вариантов организации профильного обучения старшеклассников показало, что наиболее благоприятной, с гигиенической точки зрения, оказалась мультипрофильная модель обучения. Реализация этой модели позволяет наиболее полно учесть интересы каждого учащегося благодаря возможности не только формировать индивидуальные образовательные траектории путем создания индивидуальных учебных планов, но и проводить обучение подростков в малых группах с использованием метод


Copyright MyCorp © 2019