Теория дошкольного образования и качество
воспитательно – образовательного процесса будут значимымив том случае, когда картина мира формируется
в процессе совместной деятельности ребенка, его сверстников и взрослых, если
обучение и воспитание ходят в жизнь ребенка на основе той или иной
деятельности, превращая отвлеченные идеи в личностное знание.
30 мая 1927 года на
основании Постановления ПрезидиумаВЦИК был
образован Домбаровский район, Чкаловской области.
Домбаровский
район расположен на Урало-Тобольском плато в юго-восточной части Оренбургской
области в Орь-Кумакском междуречье.
В связи с
освоением запасов каменного угля началось строительство и пуск угольных шахт. В
1939 году шахта №1 выдала на-гора первый уголь. В годы Великой Отечественной
войны угольные месторождения имели большое значение.
С 1953 года
началось освоение целинных и залежных земель, возросла численность населения и
возникла необходимость в создании детских садов. И 15 апреля 1954года в
районном центре впервые распахнул свои двери детский сад №1«Теремок».
Коллектив и дети переступили
порог первого дошкольного учреждения района, в котором пахло побелкой и
краской. Новая мебель блестела, и дух от
всего увиденного захватывало не только у детей, но и взрослых.
Первая заведующая детского сада Л.Г.Черных приступила к своим обязанностям.
В 2009году
МДОУ Детский сад «Теремок» отметил свое 55-летие.
За это время сад
выпустил не одно поколение детей, через
заботливые руки воспитателей и сотрудников детского сада прошло более одной
тысячи четыреста
детей.И сегодня бывшие
воспитанники детского сада приводят в детский сад уже своих детей, внуков и
правнуков.
В начале своей работы вдетском саду №1 «Теремок» отопление было
печное, топили углем. На кухне то же стояла обычная печь. Ещё поселок спал, а
здесь уже начиналась работа, чтобы к приходу детей в здании было тепло и готов
завтрак. Стирали белье вручную, вода была привозная.
Постепенно
детский сад внешне менялся, приобретая современный облик.
Была проделана большая работа по приведению детского сада к
современным требованиям.
В настоящее
время возглавляет детский сад Бабаева Наталья Григорьевна, руководитель первой
квалификационной категории. Наталья Григорьевна имеет высшее дошкольное
педагогическое образование и педагогический стаж работы 20 лет.
Преобразования, которые
осуществляются в системе российского образования, в полной мере касаются и
дошкольного образования.
Воспитание и обучение дошкольников являются
первой ступенькой в системе образования подрастающего поколения.
Система дошкольного образования
рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации
в Российской Федерации.
Для реализации демографических
задач система дошкольного образования должна статьобщедоступной, и место в дошкольном
учреждении должно быть предоставлено ребёнку в реальные сроки. Именно решение
проблемы общедоступности дошкольного образования является на сегодняшний день
главной задачей и нашего детского сада.
В последние два года повышается
рождаемость, и этот факт не может не радовать. В дошкольные учрежденияприходит все больше и больше детей
Работа квалифицированных
воспитателей и участие в работе муниципальной экспериментальной площадки по
предшкольной подготовке детей к обучению в школе позволяет осуществить
качественную подготовить детей к школе в нашемМДОУ.
Отличительной особенностью дошкольного
образовательного учреждения Детский сад «Теремок» является то, чторешаютсязадачи развития личности каждого ребенка, его умственных, духовных и
физических способностей. Каждый воспитатель учитывает индивидуальные
особенности детей, их интересы и склонности.
В фойе
детского сада оформлен стенд «Капли их труда влились в реку, именуемую
дошкольным воспитанием». На стенде представлены история и сегодняшний день
муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Теремок».
Ведется летопись истории детского сада. Создана насыщенная развивающая среда,
оборудована экологическая тропа, спортивная площадка, участки. В каждой группе
много цветов,что делаетдетский сад
по-особому уютным. В зимнее время выращивают зеленый лук, дети наблюдают за его
ростом, а потом с удовольствием используют в пищу. Летом ухаживают за овощами,
которые выращивают в огороде - редиску, морковку, помидоры, огурцы,
зелень.Выращенные овощи идут на
приготовление различных блюд, и дети могут оценить результаты своего труда.
Большое
значение в детском саду придается работе по приобщению детей к культурно –
историческому наследию своей страны, области, района средствами формирования
патриотических чувств и духовности.
Для
достижения этой цели в детском саду разработана программа «Этнографический
музей в ДОУ», регулярно проводятся
фольклорные праздники: «Рождество», «Масленица»», «Посиделки» и т.п.
На
протяжении нескольких лет в группах создавались и пополнялись мини-музеи по
различной тематике: «Курочка ряба», «Развивающие игрушки», «Народные промыслы»,
«Цветы», «Музей вязанных изделий», «Музей казахской культуры», «Русская изба». Оформлены уголки с государственной
символикой исимволикой Домбаровского
района, картинная галерея. Работает кружок по лепке из глины. Дети лепят
различные игрушки, различные предметы, животных, расписывают их красками, а
потом организуются различные выставки глиняных поделок. Эти поделки так же
используются для сюжетно-ролевых игр, для оформления групп.
В создании
мини-музеев принимали участие не только сотрудники, но и родители вместе с
детьми. Здесь они соавторы, творцы экспозиции, здесь можно не только
посмотреть, но и потрогать руками, что-то поменять, переставить.
Дошкольники разных групп
знакомятся с мини- музеями своих «коллег». При этом в старшей и
подготовительной группах экскурсии проводят сами ребята.
Экспонаты используются для проведения различных занятий, для
развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой
предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Экспонаты картинной галереи используются
воспитателями для ознакомления с окружающим миром.
На базе
мини-музеев организовываются кратковременные (часто однодневные) выставки,
которые называют здесь «экспресс-выставки».
Мини- музеи
стали неотъемлемой частью предметной развивающей среды
и показали свою огромную значимость в воспитании и развитии
дошколят, а педагоги- профессионалы проявили инициативу и творческую энергию в
развитии и повышении качества дошкольного образования.
За
организацию и координацию педагогического процесса в нашем детском саду
отвечает старший воспитатель Дроздова Татьяна Ивановна, специалист первой
квалификационной категории, имеет высшее дошкольное педагогическое образование
и педагогический стаж работы 20 лет.
Коллектив педагогов работает совместно
со старшим воспитателем над проблемой: «Компетентность педагогов как основа
повышения качества дошкольного образования».
При этом выдвигаются
следующие задачи:
1.Сохранение и укрепление
здоровья детей.
2.Создание условий для повышения
компетентности педагогов и освоения информационно – коммуникационных технологий.
3.Развитие инновационных подходов
во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьёй и социальным
окружением.
В нашем дошкольном учреждении
ведётся работа по внедрению инновационных технологий в процесс воспитания,
образования и оздоровления детей. Второй год используется в работе проектная
деятельность. Педагоги разрабатывают проекты по всем аспектам касающихся
дошкольного образования, а также по взаимодействию с семьёй. Такая форма работы
стала интересна не только педагогам , но и всем участникам педагогического
процесса.
Создаются портфолио педагогов и портфолио достижений
каждого ребёнка.
Коллектив педагоговотличается стабильностью и
работоспособностью, высокой квалификацией и коммуникабельностью. У большинства
наших педагоговпедагогический стаж
работы 20-25 лет. Высшее профессиональное образование имеют17%педагогов, среднее специальное образование
– 83 %, из них 33% - обучаются в высших учебных заведениях.
Аттестовано 92%педагогов из них : 75 %- аттестовано на первую квалификационную категорию,
17% - на вторую категорию. Все педагоги
отмечены грамотами отдела образования и 2 педагога отмечены грамотами Министерства
образования Оренбургской области.
Большое
внимание педагоги детского сада уделяютфизкультурно – оздоровительной работе, ведь главной задачей детского
сада является сохранение и укрепление здоровья дошкольника. Для этого педагоги
используют здоровьесберегающие технологии.
Немалое значении имеет и
полноценноепитание. В рацион включенысалаты, соки, фрукты.
Ежедневно проводится утренняя
гимнастика, физкультурные занятия, корригирующая гимнастика, гимнастика после дневного сна, дыхательная
гимнастика, лечебно-профилактические мероприятия, закаливание, упражнения для
глаз, физкультурные праздники, досуги и развлечения с привлечением родителей
воспитанников.
В 2009 году на базе нашего детского сада проводился районный
семинар для работников дошкольного образования на тему: «Инновационная
деятельность ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования», так
как требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольные
образовательные учреждения перед необходимостью работать в условиях не только
режима функционирования, но и режима развития. Педагогические инновации сегодня
являются важнейшим инструментом повышения качества дошкольного образования. В
семинаре приняли участие педагоги 8 дошкольных учреждений района, что дало
возможность педагогам детского сада продемонстрировать на практике свой опыт
работы по внедрению новых технологий и инноваций в педагогический процесс МДОУ.
Коллектив МДОУ
Детский сад «Теремок» придерживается точки зрения педагога Г.В.Лаврентьева:…Все
зависит от воли к творческой активности на всех
уровнях общества. Не видеть этого и ничего не менять на
своем уровне – значит, способствовать упадку и деградации.